|
.: Болонский процесс, Россия и глобализация
:. |
C. МЕДВЕДЕВ,
профессор Государственный университет – Высшая школа
экономики
Болонский процесс, Россия и
глобализация1
Болонский процесс как форма
глобализации Проблематика Болонского процесса не
ограничивается рамками высшего образования. Это одна из многих форм
глобализации, такая же, как мировые рынки, мировые СМИ или
международный терроризм. В широком смысле слова Болонский процесс –
это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация
свободно перемещаются через границы государств. Одна из ключевых
сфер национальной идентичности – высшее образование – все более
интернационализуется по мере того, как государства адаптируют свою
политику к этому нововведению. Почему Россия присоединилась к
Болонскому процессу, и почему она должна принимать в нем участие? В
принципе ее побудительные мотивы такие же, как у любой
страны-участницы. Кроме того, участие России в Болонском процессе
можно рассматривать сквозь призму глобализации. В частности,
Болонский процесс является индикатором трех основных глобальных
тенденций, оказывающих влияние на Россию. Во-первых, можно
говорить о более широком процессе, формирующем мировой
интеллектуальный климат, – международной академической мобильности.
Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но
знания также переносятся по планете более привычными методами: за
счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ,
стандартов и методов обучения. Действительно, люди представляются
наиболее универсальными носителями информации. Таким образом,
процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются
важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим
Интернетом». (Не следует также забывать о роли академического
сообщества в развитии и распространении Интернета в 70-х гг. XX в.)
Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных
процессов, так же как никто не может игнорировать
Интернет. Во-вторых, как говорилось выше, Болонский процесс
является частью зарождающейся экономики знаний. В современном мире
знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим
наивысшую отдачу от инвестиций. Что касается конкурентоспособности и
устойчивости в целом, экономика любой страны требует открытости и
интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и
инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам
опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям
российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может
способствовать преодолению этого разрыва и восприятию широких
возможностей, открывающихся благодаря экономике
знаний. В-третьих, появление Болонского процесса тесно связано с
изменениями сложившихся моделей власти и влияния в современном мире.
Традиционные категории государственной власти – территория,
природные ресурсы, вооруженные силы, называемые «твердой властью», –
уступают свои позиции «мягкой власти» – конкурентной экономике,
эффективному управлению, активной дипломатии и моральному
авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также
качеству ее человеческого потенциала. То, что Европа собирает
воедино свои ресурсы в области высшего образования, свидетельствует
о приоритетности инструментов «мягкой власти». В России же
исторически сложилась слишком сильная зависимость от собственной
геополитической «твердой власти», размера территории и природных
ресурсов. В настоящее время Россия, несомненно, проигрывает в
глобальном контексте «мягкой власти», о чем свидетельствует целый
ряд политических провалов в отношениях с так называемым «ближним
зарубежьем». Таким образом, Болонский процесс для России становится
вариантом «мягкой власти», средством повышения своей
привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и
возможностью использовать самый ценный национальный ресурс –
человеческий потенциал. Другими словами, Болонский процесс является
вызовом российскому государству на трех уровнях – экономическом,
социальном и культурном, а также в контексте государственной власти.
Вне зависимости от возможных оценок Болонского процесса со стороны
властей, университетов, профессоров и студентов сегодня он
представляет собой рабочую среду для высшего образования в Европе и
уже оказывает влияние на их выбор и их будущее. Как глобализацию или
погоду, Болонский процесс можно любить или не любить, однако его
нельзя игнорировать, к нему нужно приспосабливаться. Процесс уже
начался и набрал достаточные темпы. Россия включится в него в любом
случае, и вопрос не в том, будет ли она в нем участвовать, а
в том, как она будет участвовать – активно разрабатывать его
политику и повестку дня, определять свое место на общем европейском
образовательном рынке или пассивно стоять в стороне и следовать
событиям. В своем роде, это ситуация без права выбора: России
придется действовать наступательно, определять свои интересы,
оценивать риски и затраты своего участия и разрабатывать подходы к
практическим действиям.
Интересы России Болонский
процесс – это типичный феномен постмодернизма, имеющий отношение к
внутренней и внешней политике. Он глубоко затрагивает общественные,
политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных
людей, их сообществ и государства. Внутренние интересы России в
приложении к Болонскому процессу связаны с общим комплексом задач в
области модернизации, стоящих перед Россией сегодня. Они
включают: - реформу высшего образования, нацеленную на приведение
высшей школы России к стандартам и требованиям информационного века
и мирового рынка; - повышение конкурентоспособности российской
экономики, обеспечение устойчивого экономического роста,
освобождение от российской зависимости от экспорта природных
ресурсов («голландская болезнь») и переход к экономике знаний,
производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью; -
либерализацию, перевод на рыночные рельсы и дерегулирование
экономической и социальной сфер в России, ограничение избыточного
влияния государства, освобождение общества от патернализма и
паразитического отношения к государству; - общественный
плюрализм, развитие независимых общественных институтов
(университетов, академических ассоциаций), гражданского общества и
«третьего сектора»; - охранение национально-культурной и
образовательной идентичности, традиций российской высшей школы; -
воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по
наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню
компетенции и перспективам. В широком смысле слова основные
внутренние интересы России в Болонском процессе связаны с тем, что
он непосредственно влияет на общий комплекс проводимых
экономических, социальных и административных реформ. Болонский
процесс оказывает прямое воздействие на реформу высшего образования,
реформы рынка труда (структурирование и дифференциация рынка требуют
дифференциации рабочей силы, т.е. предложения трех степеней
компетентности – бакалавра, магистра и доктора (Ph.D.)) и реформу
общественного сектора (создание независимых университетов и
ассоциаций). Косвенно Болонский процесс оказывает воздействие на
бюджетную реформу (модернизация системы финансирования высшего
образования и повышение ее финансовой устойчивости) и
административную реформу (сокращение регулирующей роли государства в
сфере высшего образования). Влияние Болонского процесса на различные
области реформ показано на рис. 1.

Внешние интересы России в
приложении к Болонскому процессу также разнообразны. - В первую
очередь, это расширение диалога с ЕС. В отношениях между ЕС и
Россией четыре общих пространства тесно связаны, и прогресс в
развитии «четвертого пространства» (наука, образование, гуманитарный
обмен) окажет позитивное влияние на остальные три. Несомненно,
партнерство России и ЕС, отличное, к примеру, от основанного на
интересах партнерства с Соединенными Штатами, гораздо в большей
степени основано на культурном выборе. Оно зиждется на идее общих
ценностей, норм и идентичностей, общего культурного прошлого и
принадлежности к одной цивилизации (или, скорее, стремлении к
этому). В этом смысле Болонский процесс институционализирует общее
культурное наследие (европейское образование) и представляет собой
один из центральных вопросов диалога между ЕС и Россией. Кроме
того, адаптация высшего образования в России к нормам и требованиям
Болонского процесса может стать «школой гармонизации» в подготовке
более широкой институциональной адаптации России к ЕС по мере
развития партнерства между обеими сторонами. Что касается
интеграции с Европой, Болонский процесс обеспечивает России намного
больше возможностей, нежели просто диалог с ЕС. Как указывалось
выше, он представляет собой одну из форм панъевропейского
общественного диалога, который развивается на равной основе между ЕС
и правительствами различных стран, а также транснациональным
бизнес-сообществом и трансграничным академическим сообществом. Таким
образом, российское вхождение в Европу может получить более широкую
общественную основу, включающую взаимодействие граждан, НПО и
сообществ, а не только межправительственных бюрократических иерархий
(рис. 2).

Тем не менее в настоящее время у
России нет четких перспектив (или четко выраженного желания)
вступления в ЕС. Это означает, что она заинтересована в участии в
Болонском процессе с целью его диверсификации и расширения за
пределы ЕС, превращения из проекта исключительно в рамках ЕС в одну
из основ Большой Европы. Помимо европейских интересов России,
Болонский процесс также затрагивает ее глобальные запросы. Прежде
всего он позволяет России проявить свои преимущества в конкурентной
борьбе и придать им международный характер. Речь идет о высоких
стандартах образования, динамизме городского населения и традициях
классической российской культуры и интеллигенции. Другими словами,
Болонский процесс может помочь России сделать эти национальные
активы полностью конвертируемыми и обеспечить ей лучшие позиции в
международном разделении труда, освободив от роли поставщика
сырья. Последнее означает, что Болонский процесс может помочь
максимально использовать «мягкую власть» в России в тот момент,
когда традиционные инструменты «твердой власти» не оправдывают себя
в России, СНГ и по всему миру. Соответственно, российская высшая
школа может стать гораздо более перспективной и надежной основой для
создания привлекательного международного имиджа и престижа страны,
чем ракеты, территория или нефть.
Альтернативы для
России Основным противоречием современного мира является
противоречие между силами глобализации (интеграция, гомогенизация,
унификация) и силами идентичности, представленными различными
национальными государствами, культурными сообществами и группами
идентичности. Взаимосвязь этих двух сил отражается в отношении
России к Болонскому процессу. С одной стороны, Болонский процесс –
это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании
предоставляемых возможностей и глобальных перспектив. С другой
стороны, России нужно сохранить свою культурную и образовательную
идентичность: к примеру, многие из прославленных российских научных
школ изучают, скорее, абстрактные и теоретические, нежели прикладные
методы. Таким образом, структуру российских интересов и возможностей
можно охарактеризовать внутренним напряжением между стандартизацией
и традицией. Это напряжение можно рассмотреть в двух ракурсах: -
в плане политических действий оно может принять вид адаптации
или сопротивления; - в плане политических результатов оно
имеет внутренние и внешние аспекты проявления. Применяя эти
категории, можно создать матрицу 2 x 2, характеризующую четыре
возможных политических результата взаимосвязи российских интересов и
Болонского процесса. Очевидно, не существует прямого
причинно-следственного соотношения элементов этой схемы, а
альтернативы носят в основном теоретический характер; эта схема
помогает визуально представить диапазон вариантов, открывающихся для
России в связи с Болонским процессом (рис. 3).

- Во внутренней сфере адаптация
к Болонскому процессу может привести к модернизации высшего
образования, дерегулированию в широком смысле и либерализации всего
комплекса социально-экономических реформ. - Во внешней сфере
адаптация к Болонскому процессу окажет интеграционное и
гармонизирующее воздействие на отношения между ЕС и Россией; Россия
сможет сохранить ядро своей национальной культуры и образовательной
идентичности и заявить о своих национальных традициях на широком
европейском пространстве. - Напротив, сопротивление и оппозиция в
отношении Болонского процесса могут привести к стагнации во
внутриполитической сфере, т.е. расширению регулирования,
бюрократизации и этатизму в высшем образовании, а также во всей
сфере реформ. - Во внешней сфере это может привести к изоляции,
консерватизму и закрытости системы образования в стране. сти к
изоляции, консерватизму и закрытости системы образования в
стране. Совершенно очевидно, что России необходимо избежать
вариантов изоляции и стагнации. С другой стороны, модернизацию и
гармонизацию следует осуществлять так, чтобы не ущемить национальные
традиции образования, а также целостность российских академических
школ и методов. Ни изоляция от Болонского процесса, ни навязывание
внешних стандартов российскому высшему образованию не имеют
политического будущего. Вместо этого Россия и Европа должны
добиваться интеграции в сфере высшего образования. Это
означает двусторонний процесс взаимного учета интересов, причем
Россия не только адаптирует свои внутренние системы в соответствии с
болонскими стандартами, но также переведет свои национальные
традиции на язык совместного общения и станет равным партнером на
европейском пространстве высшего образования.
1 Расширенный вариант статьи см. в кн.: Болонский процесс и
его значение для России / Ред.-сост. С. Медведев и К. Пурсиайнен. -
М.: РЕЦЭП, 2005. ©Российско-европейский Центр экономической
политики.
Опубликовано в №3 за 2006 г.
Автор: C. МЕДВЕДЕВ, профессор, Государственный
университет – Высшая школа экономики
Вернутся
назад |
|