Уважаемые коллеги, с января 2004 года «Высшее образование в России» выходит ежемесячно.
Журнал осваивает качественно новые рубежи, расширяя свою географию как межрегиональное и тематику как междисциплинарное издание.
Мы исходим из того, что проблематика высшего образования требует осмысления в различных ракурсах: философском, социологическом,
историческом, экономическом (в том числе в русле «экономики знания»), культурологическом, педагогическом и т.п. При этом, конечно,
науковедение и «науки об образовании» («educational sciences») образуют ядро комплексных исследований.
Производство, обмен и потребление научного знания по сути своей есть коммуникационный процесс. Оно существует в общении,
вырабатывается совместно и в итоге принадлежит всем. Базисными категориями анализа в современной философии науки считаются «коммуникация»,
«консенсус», «консолидация», «кооперация», «когеренция», «компромисс», «конвенция». Миссия научного периодического издания в этой перспективе
зависит от того, в какой мере его пространство — географическое, институциональное, когнитивное — оказывается площадкой для заинтересованного спора,
«семинара», дискуссии. А его удача – живой отклик читателей, аргументация позиций, расширение диапазона обсуждаемых вопросов, плодотворный
обмен обоснованными мнениями.
Журнал претендует на роль посредника в диалоге акторов образовательного сообщества, мы — против авантюрного новаторства, мы — за академически
взвешенный и строго научный анализ социокультурных интересов в образовательном поле. Высшее образование – особая область человеческой деятельности:
здесь как нигде уместен «консервативный либерализм», то есть реформаторство, опирающееся на лучшие традиции, ценности и образцы, накопленные
историческими предшественниками. Соответствующим образом видится общекультурная миссия издания — наращивать и аккумулировать интеллектуальные и
духовные ресурсы вузовского сообщества, обнаруживать нетривиальные варианты решения задач модернизации российского образования.
Мы заинтересованы в том, чтобы статьи наших авторов «заземлялись» на образовательно-педагогической практике, а по большому счету – поднимали
профессиональную планку достижений вузовской системы.
Темы вырастают из педагогической реальности и кристаллизуются в ней. Их диапазон широк: мировоззренческие, логико-методологические,
социально-культурные, психологические параметры разнообразных моделей обучения; проблемы качества высшего образования; содержание и технологии
преподавания разных типов предметов (естественно-научных, инженерных, гуманитарных) в контексте современных тенденций интеграции мирового
образовательного порядка и т.д.
Считаем, что дискуссионность — важнейшая черта нашей работы, а журнал — действенный механизм формирования консенсуса, сближения концептуальных
воззрений, выработки общепонятного языка и толерантных позиций. Сегодня идейные баталии и политические страсти вокруг программы модернизации
образования, пожалуй, улеглись. Не последнюю роль в этом сыграла твердая позиция и общественная активность Министерства образования и науки РФ.
Создана идейная почва для научного, то есть спокойного, объективного и вместе с тем критического анализа актуальных процессов в системе
отечественного высшего образования. Наш журнал в качестве профессионального органа научно-педагогического сообщества и в дальнейшем будет всемерно
способствовать выработке конструктивных позиций по культурно-образовательным стратегическим вопросам. Открытость журнала для всех категорий
вузовской и научной интеллигенции, его доступность для всех слоев читательской аудитории и авторского коллектива – от студентов до академиков –
позволит, мы надеемся, создать целостное представление о современных проблемах важного института общества в сложный период его существования.
Будущее журнала зависит от вас, наши подписчики, читатели и авторы – всех, кто заинтересован в его деятельности.
|